Что должен уметь здоровый трехмесячный малыш?

Трехмесячный ребенок каждый день изучает и открывает для себя что-то новое. Да и сами родители замечают, что поведение малыша становится более осознанным. Во время бодрствования ребенок внимательно присматривается к окружающему миру, задерживает взгляд на новых предметах и явлениях, внимательно присматривается к своим ручкам, ножкам, изучает их. И что больше всего радует маму – малыш начинает чаще улыбаться. Улыбка на лице грудничка появляется при появлении родителей, знакомых лиц, интересных и необычных предметов.

 

В трехмесячном возрасте ребенок уже не может обходится без активного общения, он должен сделать все, чтобы окружающие смогли понять его. Для этого он начинает экспериментировать со звуками, произносит их отдельно или сочетает, и даже оценивает реакцию родителей на то или иное «слово». Поэтому ребенок особенно радуется, когда к его «словесной игре» присоединяется кто-то из взрослых.

трехмесячный ребенок

Родители подражают и повторяют «агуканье» малыша, а в ответ ребенок «гулит» еще активнее. Такая «беседа» между взрослыми и ребенком иногда затягивается надолго.

Узнать себя, возможности своей мимики поможет малышу и повторение родителями движений лица ребенка. Большинство мам выполняет эту «педагогическую рекомендацию» инстинктивно, только потому, что любят играть со своим малышом. Мама повторяет удивление на лице младенца, прищуривание глаз, улыбку, а он учится воспроизводить это за ней.

Движения

Особый восторг у трехмесячного малыша вызывает изучение своих ручек. Ребенок постоянно сжимает и разжимает пальцы, все время что-то захватывает рукой, ощупывает, изучает свои тактильные ощущения. Грудничок словно начинает понимать, что рука – это часть его тела и ею можно «пользоваться».

Одно из типичных телодвижений трехмесячных крох – захватывание одной кисти руки другой рукой. Обычно это движение происходит чисто случайно. Захватывая руку, малыш с интересом изучает и рассматривает ее. Такое поведение настолько распространено у младенцев этого возраста, что отсутствие «интереса к рукам» может стать поводом для серьезного беспокойства о неврологическом здоровье малыша.

Ребенок начинает захватывать и изучать самые разные мелкие предметы. О том, что вещица действительно заинтересовала младенца, можно догадаться по его реакции: грудничок активно трясет игрушкой, стучит ею по окружающим предметам и пытается попробовать на вкус.

Желание малыша все трогать, перемещать вокруг себя развивает необходимые навыки для ребенка в будущем:

  • Укрепление мелких мышц на пальцах.
  • Развитие хватательных рефлексов.
  • Развитие тактильных ощущений.
  • Тренировка познавательных навыков.

Чтобы помочь малышу в этом процессе, многие родители фиксируют между прутьями детской кроватки специальные подвижные игрушки. Ребенок будет постоянно перемещать, задевать игрушки, чтобы услышать звук, который они издают, и оценить свои возможности.

Мамы также начинают замечать, что у ребенка сильно изменились сосательные движения. Малыш уже осознанно ищет грудь, приспосабливается, захватывает сосок и только после этого начинает сосать молоко.

К тому же, теперь он начинает сосать большой палец руки осознанно. Раньше грудничок делал это случайно, если палец случайно попадал ему в рот. Сытый ребенок может охотно сосать уголок от пеленки, пустышку, небольшую игрушку. Но он уже понимает разницу между голодом и сосательными движениями. Если у малыша возникает желание поесть, он выплевывает предмет изо рта и криком оповещает мать от том, что настало время кушать.

У ребенка также налаживаются координационные движения головой. В этот период грудничок должен уметь держать голову (например, на руках у взрослого) и даже немного поворачивать ее в правую и левую сторону.

Малыш уже умеет переворачиваться. А некоторые наиболее активные груднички и вовсе пытаются ползать самостоятельно. Лежа лицом вниз, малыш начинает сгибать поочередно одно и другое колено. Чтобы помочь себе, ребенок иногда приподнимает руки.

Координация слуха и зрения

В три месяца малыш умеет удерживать взгляд на новом предмете, который появился на расстоянии 1–2 метров от него. Дети начинают улавливать связь между всем, что происходит вокруг них. Звонкий звук у них уже ассоциируется с погремушкой. Поэтому услышав его, малыши начнут вертеть головой, охватывать глазами комнату. Так они пытаются выяснить, понять – откуда идет звук?

малыш - координация зрения

Как и после рождения, малыш очень восприимчив к новым звукам. Услышав что-то новое, незнакомое, грудничок мгновенно замирает, перестает шевелиться. Только обнаружив, откуда идет звук, или через некоторое время после его прекращения, малыш успокаивается и начинает двигаться опять. Кстати, в этом возрасте ребенок уже может определять звук маминых и папиных шагов.

Грудничок начинает понимать различие между твердым и мягким, шершавым и гладким. Малыш очень позитивно воспринимает мягкие предметы и настораживается, натолкнувшись на что-то твердое.

Как помочь ребенку развить свои навыки?

Вырежьте небольшой кружок из бумаги (диаметром около 20 см). На одной стороне нарисуйте веселое лицо, а на другой грустное. Играйте с ребенком, поворачивая смайлик одной и другой стороной. Можете «комментировать» процесс, смесь и плача вместе с игрушкой. Ребенок будет оживленно участвовать в игре и даже «обращаться» к кукле.

Подберите яркие картинки с изображениями животных. Показывая их малышу, воссоздавайте звуки того или иного животного. Красивые и яркие фото можно просто повесить над кроваткой ребенка.

«Подбросьте» малышу кусочки разных видов тканей – джинса, вельвета, шелка, фетра. Лоскутки можно скрепить большой скрепкой или деревянной прищепкой. Игрушка поможет грудничку развить тактильные навыки и хватательные рефлексы.

яркие картинки с изображениями животных

Покупайте малышу яркие носочки, нарукавники, манжеты. Это поможет малышу развить зрение. Яркие аксессуары привлекут внимание ребенка к рукам и ногам, он будет стараться разглядеть их и научится лучше владеть своими конечностями.

Подражайте «агуканью», которое издает малыш. Во время «беседы» смотрите малышу в глаза.
Постоянно напевайте несколько легких стишков во время упражнений, перед сном, во время кормления грудью.

Чтобы помочь малышу развиться физически, следите за тем, как он одет, комфортно ли ему. В общем, чем меньше на младенце одежды, тем для него лучше.

Делайте зарядку, укрепляющую ноги. Это может быть обычный «велосипед». Во время упражнения поддерживайте ступни ребенка. Через некоторое время вы заметите, что ребенок сам подталкивает вас.

В три месяца ребенку нужна не только пища и уют. Еда уже не может заменить радости от общения с мамой и папой. Поэтому в этом возрасте необходимо находить время как можно чаще играть со своим малышом, разговаривать с ним. Это поможет ему легче обучиться социальным навыкам в будущем, да и вообще, нормально развиваться.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх