Аутизм — заболевание или особенности развития ребенка?

Аутизм, в результате которого у детей возникают трудности в общении с окружающими, относится к врожденным заболеваниям. К проявлениям аутизма также относится неумение выражать свои эмоции и неспособность понимать свое отношение к другим людям. Заболевание может сопровождаться снижением умственных способностей и речевыми проблемами.

 

Особенности поведения

Независимо от того факта, что симптомы болезни довольно разнообразны и могут изменяться в зависимости от возраста пациента, существует определенное поведение, которое одинаково проявляется абсолютно у всех детей-аутистов.

Аутизм у детей

К таким признакам относятся:

  1. Нарушение социальной взаимосвязи и взаимодействия с окружающими.
  2. Специфическое поведение во время игры и ограниченность интересов.
  3. Склонность к постоянному повторению действий (стереотипия).
  4. Расстройства, связанные с вербальными контактами.
  5. Интеллектуальные нарушения.
  6. Расстройства, связанные с чувством самосохранения.
  7. Специфическая походка и другие движения.
  8. Признаки болезни при контакте с окружающими.

Такие нарушения встречаются у 100% детей-аутистов. Дети, больные аутизмом, пребывают в отдельном мире, полностью ограждаясь от окружающего мира. Они склонны избегать своих ровесников, им не присуща коммуникабельность.

Первый признак, на который может обратить внимание мама, заключается в том, что малыш почти не просится к ней на руки. Для грудничков (детей до года) характерна малоподвижность и инертность. Они мало реагируют на новые игрушки, редко улыбаются, имеют плохое восприятие звука и света. У таких малышей отсутствуют проявления комплекса оживления, характерного для здоровых детей. Ребенок не реагирует на свое имя, не обращает внимание на другие звуки, что можно спутать с глухотой. Обычно родители таких малышей обращаются за помощью к сурдологу (специалист по вопросам слуха).

Ребенок может проявлять агрессию при попытке вступить с ним в контакт либо же у него возникают различные страхи на этой почве. Некоторые дети не вступают в зрительный контакт. Однако так бывает не всегда, а проявляется только при тяжелой форме заболевания. Иногда такие дети смотрят, как будто сквозь человека.

Считается, что при таком заболевании, дети не могут проявлять свои эмоции. На самом деле ­— это заблуждение. Многие дети действительно бедно проявляют свои эмоции, а у некоторых, наоборот, присутствует слишком много эмоциональных проявлений, которые могут сопровождаться неадекватной мимикой.

С возрастом ребенок может все больше погружаться в свой мир. Проявляется это неумением обращаться к родственникам. Он никого не просит помочь ему и рано привыкает к самообслуживанию. Такие дети редко произносят слова «возьми», «дай» и пр.

Если его попросить передать что-либо, избегая физического контакта, аутист просто бросит этот предмет. Так он пытается ограничить себя от взаимодействия с окружающими. Многие дети избегают объятий и любых других контактов.

Наиболее ярко симптомы проявляются, когда ребенок попадает в детский сад. Пытаясь, к примеру, посадить ребенка за стол с другими детьми или включить его в игру, у малыша могут возникнуть аффективные реакции. Игнорировать окружающих он может пассивно либо активно. При пассивном игнорировании ребенок не обращает внимания на окружающих, а при активном ­— он пытается убежать, спрятаться либо может проявлять агрессию.

Проявление симптомов во время игры

Пятая часть детей с аутизмом не проявляет никакого интереса к игрушкам и любым играм. Если же такой интерес присутствует, то он направлен только на одну игрушку либо одну телевизионную программу. Малыш либо вообще не играет, либо может играть всегда одинаково.

Груднички могут подолгу смотреть на игрушку, но не трогать ее. Ребятишки старшего возраста могут продолжительное время следить за солнечным зайчиком, автомобилями на улице, много раз смотреть один фильм. Делают они это настолько увлеченно, что это может насторожить окружающих. Что характерно, у них не пропадает интерес к однообразному занятию, но они могут выглядеть отрешенными. Если попытаться отвлечь их от этого занятия, они проявляют недовольство.

Аутисты в основном не проявляют фантазию в игре. Например, девочка не будет менять кукле одежки, кормить ее и знакомить с другими куклами. Она будет повторять одно и то же действие, к примеру, расчесывать куклу. Этот эпизод может проделываться много раз в течение дня. Если эти действия будут меняться, то лишь с соблюдением их последовательности.

К примеру, девочка моет, расчесывает и одевает куклу. Этот процесс всегда будет происходить в одном и том же порядке, никогда не меняясь. Хотя, обычно аутисты только сортируют свои игрушки, а не играют ими. Сортировать игрушки кроха может по форме, размеру или цвету.

Дети больные аутизмом также отличаются спецификой игр. Их не интересуют игрушки. Интерес проявляется к бытовым предметам: ключам, кусочкам ткани и пр. Обычно эти предметы могут издавать звуки, которые нравятся малышам либо привлекают любимым цветом. Такие дети имеют постоянную привязанность к определенному предмету и протестуют при попытке забрать у них этот предмет. Протест может проявляться состоянием возбуждения или, наоборот, погружением в себя.

Интересы крохи могут заключаться в сортировке игрушек, подсчете машин на парковке. Иногда аутисты имеют разноплановые интересы, например, увлечение статистикой, коллекционирование марок либо других предметов. Основным признаком таких интересов будет отсутствие социальных контактов. Им неинтересны люди или страны, изображенные на марках, но они могут проявлять интерес к статистике.

К своим увлечениям такие дети никого не подпускают, даже детей, имеющих такое же заболевание. Зачастую аутисты интересуются не играми, а некоторыми действиями. К примеру, ребенок может включать и выключать воду через определенное время, чтобы понаблюдать как она течет, включать газ на плите, чтобы посмотреть на пламя.

Значительно реже такие дети проявляют фантазию в играх, перевоплощаясь в различных животных или предметы.

Симптом, проявляющийся однообразием действий

К однообразным действиям (стереотипиям) склонны около 80% детей с аутизмом. Характерно, что стереотипии проявляются не только в действиях, но и в речи. Зачастую стереотипии проявляются в движениях: одинаковые движения головой, вождение плечами, сгибание пальцев рук. При наличии синдрома Ретта проявляется стереотипное мытье рук, загибание пальцев.

Наиболее распространенные стереотипные движения при болезни:

  • пересыпание круп, песка и пр;
  • включение и выключение света;
  • покачивание дверью;
  • разрывание или разминание бумаги;
  • расслабление и напряжение рук или ног;
  • однообразный счет.

Речевое однообразие носит название эхолалия. Манипулировать пациент может со словами, звуками, словосочетаниями. Ребенок может повторять фразы, которые услышал от членов семьи или из телевизионной передачи, не интересуясь ее смыслом. Например, задав вопрос: «хочешь кушать?», малыш будет повторять: «хочешь кушать, хочешь кушать, хочешь кушать». Также кроха может постоянно задавать один и тот же вопрос.

Происходит это неосознанно, и чтобы прекратить этот круговорот, следует перебить малыша такой же фразой. К примеру, на вопрос «как дела?» ответить «как дела?», тогда малыш может прекратить повторять этот вопрос.

Зачастую стереотипии могут проявляться в одежде, еде, прогулочном пути. Все это становится каким-то ритуалом. К примеру, аутист может прогуливаться по одному маршруту, одинаково одеваться, предпочитать одно и то же блюдо. Такие дети постоянно повторяют одни и те же действия и движения.

Стереотипии влияют на все органы чувств. К примеру, для вкусовых стереотипий характерным является облизывание предметов, для обонятельных ­— их обнюхивание.

Относительно таких симптомов существует много предположений. По одному из них считается, что стереотипии являются самостимуляцией поведения. Это предположение выдвигает мысль, что тело аутиста обладает гипочувствительностью, и для возбуждения нервной системы, они пользуются самостимуляцией. Согласно другому предположению, окружающий мир является для аутиста гипервозбудимым. Чтобы успокоиться и абстрагироваться от окружающего мира, ребенок применяет стереотипное поведение.

Расстройства, связанные с вербальными контактами

Одним из признаков аутизма является расстройство речи. Речь может либо развиваться с задержкой, либо совсем отсутствовать.

Нарушения речи имеют наиболее сильные проявления в раннем возрасте. Иногда встречается даже полное ее отсутствие. Зачастую ребенок начинает разговаривать, а потом речь может пропадать на длительно время (год и больше). Иногда малыш начинает учиться разговаривать значительно раньше своих ровесников. В возрасте 15-18 месяцев возникает спад, и малыш перестает разговаривать с окружающими, однако может разговаривать во сне или сам с собою. При наличии синдрома Аспергера речь и когнитивные возможности отчасти сохраняются.

В раннем возрасте может отсутствовать лепет, что должно насторожить родителей. Зачастую малыши почти не пользуются языком жестов. С возрастом могут появиться признаки расстройства экспрессивной речи. Дети неправильно применяют обращения, местоимения. Они могут говорить от третьего либо второго лица.

Малыш может говорить не «хочу есть», а «он хочет есть», или обращаться от третьего лица, к примеру, «Саше нужен карандаш». Зачастую дети пользуются фразами, услышанными от взрослых или по радио. Среди людей ребенок может быть молчаливым, не реагировать на вопросы. При этом оставаясь наедине, он может рассказывать стихи, комментировать свои действия.

В некоторых случаях речь малыша становится вычурной. Он использует цитаты, неологизмы, необычные слова. В разговоре присутствует склонность к рифмованию, а также преобладает аутодиалог. Речь в основном не имеет интонации, звучит монотонно, в ней присутствует много комментариев.

Помимо этого, для речи аутистов является характерной специфическая интонация с доминированием в конце высказывания высоких тонов. Часто встречаются фонетические нарушения и вокальные тики.

Задержка в развитии речи приводит родителей к дефектологам и логопедам. Чтобы определить причину нарушений речи, требуется выяснить, применяется ли речь при общении. Причиной таких расстройств речи при болезни является желание избежать таким образом контакта с окружающими. Нарушения в развитии речи в таком случае являются отражением расстройства социальной взаимосвязи.

Нарушения умственного развития

Для 75% случаев характерным является нарушение интеллектуального развития. Оно может проявляться умственной отсталостью либо неравномерным развитием интеллектуальных способностей. Это разная степень умственной отсталости.

У ребенка-аутиста возникают трудности при необходимости сосредоточиться или достигнуть какой-либо цели. Также присутствует нарушение внимания и быстрая потеря интереса к происходящему. Манипуляционные тесты и проверку на навыки визуального восприятия аутисты, обычно, проходят без проблем. А вот тесты на логику, абстрактное и символическое мышление даются им с трудом.

Иногда у таких детей проявляется интерес к некоторым дисциплинам и развитие определенных интеллектуальных способностей. К примеру, они имеют отличную пространственную память, восприятие и слух. В 10% случаев интеллект, который сначала развивается с опережением сверстников, в дальнейшем же происходит его распад. При наличии синдрома Аспергера интеллектуальное развитие отвечает норме, а иногда может ее превышать.

Статистика показывает, что около 50% детей с аутизмом имеют легкую либо среднюю степень умственной отсталости. Около половины из них имеют показатель IQ меньше 50, треть имеет IQ на уровне 70. Однако в общем их интеллектуальные способности редко снижаются до высокой степени умственной отсталости.

Характерно, что степень интеллекта имеет прямое влияние на социальную адаптацию такого ребенка. Чем ниже интеллект, тем сложнее проходит адаптация. Дети же с повышенными интеллектуальными способностями также испытывают трудности в социуме. Это связано с их нестандартным мышлением.

Аутизм у детей

Хотя многие дети имеют невысокие умственные способности, достаточно хорошо самостоятельно усваивают элементарные знания из школьной программы. Некоторые могут самостоятельно научиться читать, приобрести знания по математике. Многие обладают музыкальными, математическими и механическими способностями.

Интеллектуальные расстройства имеют нерегулярный характер, то есть существуют периоды улучшения и ухудшения. В связи со стрессовыми ситуациями и заболеваниями могут проявляться периоды регресса.

Расстройства, связанные с чувством самосохранения

Третья часть детей больных аутизмом, имеют расстройства, связанные с чувством самосохранения, проявляющиеся аутоагрессией. Агрессия ­— реакция на неблагоприятные обстоятельства. Так как аутисты избегают контактов с окружающими людьми, их агрессия может проявляться относительно себя. Для таких детей характерным является наносить себе удары, укусы и пр.

Зачастую им незнакомо чувство меры, которое может проявляться еще в раннем возрасте, когда ребенок переваливается через борт коляски или перелазит ограждение манежа. Дети старшего возраста могут выбегать на дорогу или прыгать с высоты. Многие не приобретают опыт после ударов, ожогов, падений. Здоровый ребенок, получив травму, запомнит этот случай и будет избегать подобной ситуации, а малыш-аутист может много раз получать одни и те же травмы и не делать из этого выводов.

Специалистам неизвестна причина такого поведения, но они имеют предположение, что это связано с низким болевым порогом. Этот факт подтверждает то, что малыш, который падает или ударяется, не плачет.

Помимо аутоагрессивного поведения могут возникать проявления агрессии относительно окружающих. Обычно такие ситуации возникают в качестве защитной реакции, когда взрослый человек пытается изменить привычный образ жизни ребенка. Но и в этом случае может проявляться приступ аутоагрессии. Дети, особенно страдающие тяжелой формой болезни, могут бить и кусать себя, ударяться о разные предметы, и прекращают такие действия только после исключения вмешательства в их мировоззрение. То есть поведение малыша в этом случае является формой контактирования с окружающими.

Специфика движений и походки

Зачастую дети-аутисты являются обладателями специфической походки. Наиболее распространенной особенностью является имитация бабочки, причем делается это на цыпочках, удерживая равновесие с помощью рук. Некоторые имеют привычку передвигаться вприпрыжку. Специфика движений заключается в том, что все они достаточно неловкие. Бег выглядит совершенно нелепо, так как ребенок широко расставляет ноги во время бега и размахивает руками.

Помимо этого, дети больные аутизмом могут передвигаться приставными шагами, раскачиваться в стороны при ходьбе или передвигаться только особым путем.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх