Распорядок дня 3 месячного малыша

Кроха очень быстро растет, и вот ему уже 3 месяца. Соблюдение правильного режима дня важно в любой возрастной категории, как для родителей, так и для ребенка. При несоблюдении распорядка дня мамочка просто не будет ничего успевать, потому что ребенок будет требовать постоянного внимания. Если правильно организовать распорядок дня, это освободит свободное времени маме для выполнения домашних дел и будет содействовать правильному физическому и психическому развитию грудничка.

 

Физиологические особенности развития

Каждый месяц возможности детей повышаются, в 3 месяца в поведении ребенка появляется несколько особенностей, которые влияют на режим дня:

  • Увеличивается время бодрствования до 4–5 часов в сутки.
  • Ребенок в положении на животе может поднимать верхнюю часть тела, опираясь на предплечья, достаточно долго может удерживать голову.
  • Малыш становится более общительным, узнает маму и папу. На обращение взрослых отвечает оживлением, целой серией звуковых и двигательных движений. Такую реакцию следует поддерживать, т.к. это способствует дальнейшему развитию двигательных возможностей.
  • Ребенок проявляет усиленный интерес к игрушкам, тянется к ним, пытается захватить и удержать. Малышу в 3 месяца необходимо подобрать игрушки, удобные для захвата. При подборе погремушек лучше выбирать их с длинной и округлой ручкой, это позволяет правильно формировать захват. Если ручка плоская, ребенок при захвате не противопоставляет большой палец, что плохо сказывается на развитии ручной моторики.
  • В трехмесячном возрасте исчезает физиологический тонус в мышцах рук, а к концу месяца снижается и в ногах, что способствует расширению двигательных возможностей малыша. Например, он пытается самостоятельно выполнить повороты со спины на живот.
  • Ребенок начинает активно гулить и порывается произносить гласные буквы.

Скорость, с которой растет грудничок, всегда поражает, вроде только держали крошечный комочек. По нормативам ребенок от 2 до 3 месяцев должен прибавить 800 г в весе и 3 см в росте. Примерный индивидуальный показатель физического развития можно рассчитать самостоятельно или использовать специальные таблицы.

ВозрастСредний вес ребенка
(девочки/мальчики), кг
Средний рост ребенка
(девочки/мальчики), см
Навыки и умения ребенка
1 месяц4,1 / 4,354 / 55Лежа на животе, может поднять голову и успевает ее задержать 1 – 2 секунды.
25 / 5,357 / 58Держит голову не меньше 1 – 2 минут, когда его держат вертикально. Поднимает и поворачивает голову, находясь на руках у взрослого, когда лежит на животе, на спине. Хватает игрушки и удерживает их.
35,9 / 6,260 / 61В вертикальном и горизонтальном положении удерживает голову. Переворачивается с боку на бок. Начинает опираться ногами обо все, к чему прикасается.
46,5 / 6,962 / 64Хватает ручками предметы, изучает их ртом. Учится поворачиваться со спинки на животик. Пытается приподняться, опираясь на ладони, лежа на животе.
57,2 / 7,864 / 67Переступает при поддержке под мышки. Поворачивает голову на звук. Умеет поворачиваться со спины на живот и обратно. Может присесть с помощью взрослого и посидеть с поддержкой.
67,9 / 8,766 / 68Без помощи садится. Пытается ползти.
78,1 / 8,967 / 70Хорошо ползает на животе (может и на четвереньках). Сидит ровно. Наклоняется за игрушкой и выпрямляется. При поддерживании за ручки стоит и хорошо перебирает ножками.
88,3 / 9,370 / 71Встает, держась за неподвижную опору. Машет ручкой, перебирает игрушки, хлопает в ладошки.
99 / 9,871 / 73Хорошо стоит и без опоры. Манипулирует предметами в зависимости от их свойств. Пробует ходить, держась за неподвижную опору.
109,5 / 10,372 / 74Уверенно стоит на ногах, держась за опору одной рукой. Готов шагать вперед, держась за руку взрослого.
119,8 / 10,474 / 75Ходит без опоры несколько шагов. Приседает за игрушкой.
1210,1 / 10,875 / 76Ходит самостоятельно. Может приседать и вставать.

В среднем примерный диапазон показателей трехмесячного ребенка составляет:

  • Вес мальчиков 4900–7000 г, девочек 4800–6300 г.
  • Рост мальчиков 56,5–62 см, девочек 56,2–61,8 см.
  • Окружность головы мальчиков 39–45,5, девочек 38–41,2.

Особенности питания ребенка

Объем питания малыша в 3 месяца немного увеличивается (до 800–900 мл в сутки), поэтому грудничка необходимо продолжать кормить грудным молоком без введения дополнительных жидкостей. Детям на искусственном вскармливании можно в рацион добавить немного воды. Постепенно необходимо приучать ребенка к равному промежутку времени между кормлениями. В среднем временные паузы между кормлениями должны составлять 3–3,5 часа, это необходимо для нормального пищеварения. Желательно укладываться в 6–7 кормлений в день и учитывать количество приемов пищи, составляя режим дня.

Беспорядочное кормление каждые 15–20 минут при первом капризе ребенка впоследствии приводит к нарушению работы желудка и кишечника. Соблюдение длительных пауз формирует точные рефлексы питания, способствует накоплению ферментов и улучшению пищеварения. К концу третьего месяца некоторые педиатры советуют вводить прикорм, особенно детям на искусственном вскармливании.

Первым прикормом может стать яблочный сок. Для начала можно дать ребенку 2–3 капли сока, разведенного водой, и проследить за его реакцией на новинку. Главное правило введения прикорма – это маленькие дозы, которые необходимо вводить в питание в утренние часы. Это позволит проследить за реакцией грудничка на новый ингредиент в питании.

малыш спит

Режим сна

Сон составляет пока основу распорядка дня. В среднем грудничок в сутки спит 15–17 часов, около 10 часов в режиме дня должно отводиться на ночной сон, а 5–7 часов распределяется на дневной сон. Важно, чтобы ребенок в ночное время спал минимум 6 часов без пробуждения. Днем ребенок засыпает 3–4 раза с промежутками бодрствования в 1,5–2 часа.

Прогулки с малышом

В режим дня грудничка желательно включить две прогулки на свежем воздухе, они вполне могут совпадать со временем сна, кстати, убаюкать ребенка в коляске и на свежем воздухе намного проще. Гулять желательно при любой позволяющей погоде: в зимнее время температура воздуха на улице не должна быть ниже –10 °C, а в летний период не выше 40 °C. При плохой погоде для прогулок может подойти балкон в квартире, если он конечно есть. Время прогулок минимально должно составлять 20 минут. Для прогулок желательно выбрать парковую зону подальше от дорог.

Особенности гигиенического ухода

Ежедневное купание обязательно вводится в ежедневный распорядок дня. Купают малыша чаще в вечерние часы, при температуре воды 30–37 °C , в конце купания желательно обливать ребенка более прохладной водой со снижением температуры на 1–2 °C. В воду для купания можно добавлять отвары различных трав – ромашки, череды. Также обязательно ежедневно выполнять умывание лица ребенка ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Очищать глаза ватным диском от наружного угла к внутреннему. По необходимости очищать носик и уши малыша.

малыш купается

Игры и общение с ребенком

В часы бодрствования в распорядке дня с ребенком необходимо как можно больше общаться, пытаясь вызывать у него двигательные реакции, смех и гуление. Необходимо правильно подобрать игрушки, удобные для захвата, из различных материалов и разных по структуре. Ребенок познает мир, поэтому, чем больше он видит и ощущает, тем быстрее адаптируется и развивается. Малыш довольно хорошо различает звуки, поэтому можно приобретать музыкальные игрушки с приятным нерезким звуком. Ребенок уверенно лежит на животе его уже можно ненадолго укладывать в манеж с игрушками или на развивающий коврик.

Массаж и гимнастика

Ежедневное выполнение массажа и гимнастики для малыша необходимы для правильного развития двигательных навыков, снятия повышенного тонуса, особенно в ногах. Поэтому составляя режим дня ребенка, желательно учитывать эту процедуру.

Любая мама без труда может выполнять комплекс массажа в домашних условиях. Для обучения можно сходить на несколько сеансов в поликлинику, а потом повторять упражнения дома. Массаж и гимнастику лучше использовать в утренние часы, продолжительность процедуры должна быть около 15–20 минут.

ребенок играет

В 3 месяца в приемы массажа можно добавлять легкое растирание, что нельзя делать до трехмесячного возраста во избежание повышения тонуса мышц. Обязательно использовать как можно больше пассивных движений, для формирования двигательного навыка. Для рук хорошо подходят такие движения, как скрещивание рук на груди и «бокс». Для ног используют скользящие шаги, а также одновременное и попеременное сгибание и разгибание ног. Если ребенок не пытается самостоятельно поворачивается на живот, то можно во время гимнастики обучить его этому трюку.

Индивидуальные особенности распорядка дня

Для составления грамотного распорядка дня необходимо учесть биоритмы ребенка, часы ночного и дневного сна. Подстраиваясь под ребенка, необходимо укладывать его спать и кормить в одни и те же часы, чтобы режим для ребенка был привычным. Составленная таблица или схема режима дня поможет не уклоняться от определенного времени. При составлении индивидуальной таблицы необходимо отвести время на сон, кормление, общение, игры, прогулки, массаж и гигиенические процедуры. У малышей в распорядке дня легко можно объединять время прогулки с дневным сном или со временем общения.

Примерный распорядок дня должен выглядеть следующим образом:

  • 6:00 – пробуждение и кормление.
  • 6:30–7:30 – время бодрствования. Можно выполнить утреннее умывание малыша, провести воздушные ванны.
  • 7:30 – 9:00 – время сна.
  • 9:00 – второе кормление.
  • 9:30 – 11:00 – прогулка на свежем воздухе, массаж и гимнастика.
  • 11:00 – 12:30 – дневной сон, возможно совмещение его с прогулкой.
  • 12:30 – третье кормление.
  • 13:00 – 16:30 – время бодрствования. Время активного общения и игр.
  • 16:30 – четвертое кормление.
  • 17:00 – 18:30 – сон.
  • 18:30 – 19:30 – время прогулки.
  • 19:30 – пятое кормление.
  • 20:00 – 20:30 – купание.
  • 20:30 – 22:00 – бодрствование.
  • 22:00 – шестое кормление.
  • 22:30 – 6:00 – ночной сон.

Каждый ребенок имеет свои особенности, но соблюдение постоянного распорядка дня способствует здоровому росту малыша.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх